Поздний академизм
(по-французски — academisme)
Направление в изобразительном искусстве, сложившееся в художественных академиях XVI—XIX в. и основанное на догматическом следовании внешним формам классического искусства.
Поздний академизм способствовал систематизации художественного образования, закреплению классических традиций, которые им превращались, однако, в систему "вечных" канонов и предписаний. Считая современную действительность недостойной "высокого" искусства, академизм противопоставлял ей вневременные и вненациональные нормы красоты, идеализированные образы, далёкие от реальности сюжеты (из античной мифологии, Библии, древней истории), что подчёркивалось условностью и отвлечённостью моделировки, цвета и рисунка, театральностью композиции, жестов и поз.
Являясь, как правило, официальным направлением в дворянских и буржуазных государствах, поздний академизм обращал свою идеалистическую эстетику против передового национального реалистического искусства.
Первые академии художеств появились в Европе в XVI—XVII в. Болонская академия основана около 1590 г., французская Королевская академия живописи и скульптуры — в 1648 г., в 1692 г. появляется академия в Вене, в 1694 г. — в Берлине и т.д.
В России Академия художеств (официальное название — Академия трех знатнейших художеств) основана в 1757 г. по проекту И.И. Шувалова. В 1764 г. в царствование Екатерины II стала — Императорской академией художеств. Тем самым был окончательно закреплен ее статус государственного учебного заведения и правительственного учреждения.
В основе деятельности европейских академий лежит строго регламентированная система обучения, направленная в итоге на создание большого стиля, прославляющего государственную власть и правящую династию.
В качестве эталона избирается искусство античности и итальянского Возрождения. Отсюда — приверженность к монументальным формам и то внимание, какое в академической системе образования уделяется классическому рисунку, а также умению построить композицию, применяя правильную — итальянскую — перспективу. До тех пор, пока академическая система способствовала формированию художественных национальных школ и воспитанию талантливых кадров, академии справедливо считать явлением прогрессивным.
Однако, начиная с середины XIX в. принятая в этих официальных учебных заведениях система ценностей, далекая от реальной жизни, ориентированная на идеальные представления о красоте, пришла в явное противоречие с развитием живого художественного процесса, что и привело к открытым протестам со стороны молодых демократически настроенных художников, вроде "бунта четырнадцати" в Петербургской Академии художеств в 1863 г.
Молодежь выступала против обязательных в академической практике тем для программ (дипломных работ), которые полагалось писать на мифологические, исторические или библейские сюжеты, игнорируя события современной жизни как предмет, недостойный искусства. Именно в этот период понятие «поздний академизм» приобрело негативный характер, обозначая совокупность догматических приемов и норм.
В настоящее время академическое искусство не является больше официальным, господствующим. Существует наряду с другими направлениями, наиболее последовательно сохраняя и развивая классические традиции национальной школы.
Термин «академизм» понимается и расширительно — как любая канонизация, обращение в непреложную норму идеалов и принципов искусства прошлого. В этом смысле говорят, например, об академизме некоторых школ эллинистической и древнеримской скульптуры (канонизировавших наследие древнегреческой классики) или ряда художников новейшего времени, стремившихся возродить концепции исторически изживших себя школ и направлений.
Клеопатра. Александр Кабанель.
|