A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Папье-маше


(по-фанцузски papier mache — жеваная бумага)

Венецианская маска (папье-маше)Название материала для формовки разнообразных предметов, содержащего в своем составе бумажную массу. Обыкновенно предметы эти представляют лишь дешевое подражание резьбе по дереву, тисненой коже, каменным скульптурным работам и т.п.; поэтому их, снаружи отделывают соответственным образом с помощью красок и лаков, и сам материал остается невидимым.

Когда предмет представляет не очень глубокий рельеф и должен быть легким, папье-маше делают прямо из рыхлой, неклееной бумаги. Так, для снимков с надписей на камнях археологи приготовляют блин из нескольких слоев тонкой "шелковой" бумаги, склеенных жидким клейстером; в сыром виде этот блин накладывают на натертую жиром резную поверхность и плотно прижимают рукой, а при более глубокой гравировке пользуются еще ударами жесткой щетки. Когда блин подсохнет; его снимают и получают резкий отпечаток; подобный же прием употребляют при стереотипировании.

Для более грубой работы — подражания лепной работе, для масок, игрушек — приготовляют сначала форму из гипса, серы, дерева или металла, иногда из многих частей, как для отливки. Гипсовую или деревянную форму пропитывают высыхающим маслом и дают ей просохнуть или же густо намазывают только на поверхности шеллаковым лаком. Для работы, поверхность всякой формы смазывают тонким слоем жира, накладывают первый слой хорошей неклееной бумаги, смазанной жидким клейстером, и пальцами и кистью заставляют бумагу хорошо прилечь к форме, разрывая ее где следует, затем продолжают наклеивать и придавливать соответственной формы оторванные лоскуты более толстой бумаги с краями, заостренными вследствие такого способа их приготовления, пока не образуется слой достаточной толщины. Иногда для прочности края подклеиваются полоской холста. После подсыхания, предмет легко отделяется от формы.

Когда слой тонок, лицевой стороной может служить и наружная поверхность. Сплошные предметы: лошадки, петушки и т.п. делаются из двух половинок: по высыхании край срезают вровень с краями формы и потом части склеивают.

Подобным приемом делаются и известные "Лукутинские" табакерки и ящички. Основы этих изделий склеиваются столярным клеем из многих слоев тонкого картона, на деревянных формах, причем до полной просушки их сжимают соответствующими деревянными зажимами.

Кукла (папье-маше)Просушенные предметы слегка поправляют ножом и напильником, затем их проваривают в конопляном масле с канифолью и сильно просушивают в горячей печи. После этой обработки картон получает свойства подобные дереву и подготовленные части можно пригонять и сглаживать напильниками. Для отделки, покрывают несколькими слоями грунта на лаке и янтарного лака; каждый слой засушивают в печи и тщательно шлифуют. Наконец, делают рисунок от руки, с подкладкой золота и серебра, и покрывают окончательным слоем лака.

Производство это началось с 1780 г., с мастерской лакированных козырьков купца Коробова. Через несколько лет козырьки эти вышли из моды, и наследник Коробова, П.В. Лукутин, и подражатель его, Ф.Н. Вишняков, начали выделывать табакерки. Особенным спросом долго пользовались табакерки с изображением пожара Москвы.

В настоящее время центр производства находится в селе Осташкове и деревне Жестове, где около 130 человек заняты этим делом и производят продукции примерно на 83000 руб. в год, покупая материала примерно на 16000 рублей. Условия успеха заключаются в составе лака и грунта, который мастера держат в секрете.

В других случаях употребляют настоящую массу из папье-маше. Для этого остатки бумаги и картона долгое время варят в котле с водой и, наконец, толкут в ступе или даже пропускают через "голандер". Полученную массу смешивают и варят с мылом, гипсом и столярным клеем или клейстером, в различных пропорциях, в зависимости от рода изделий. Получается пластическое тесто, которое, однако, нельзя отливать, а надо вдавливать в формы, намазанные салом, чтобы оно не пристало. Обыкновенно достаточно давления пальцами, но масса настолько губчата, что при этом выдавливается вода, которую извлекают с помощью губки; по мере высыхания надо повторять вдавливание массы в форму.

Часто соединяют оба способа: образовав поверхность из бумаги хорошего качества, вдавливают затем более грубую массу для придания крепости формуемому предмету.

Конь (папье-маше)
Конь. Папье-маше.

Петушки (папье-маше)
Петушки. Папье-маше.

Табакерка (папье-маше)
Табакерка. Папье-маше.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я


Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Диего Веласкес. Сайт художника.