A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Эмаль


(от французского email — плавить)

Подвеска (Р. Лалик)Преимущественно глухие (непрозрачные), окрашенные в различные цвета окислами металлов, легкоплавкие стекла, наплавляемые одним или несколькими тонкими слоями (эмалирование) на металл.

Эмалью часто называют также легкоплавкие глухие белые или окрашенные глазури, применяемые для покрытия и художественной росписи керамических и стеклянных изделий. Основными компонентами почти всех эмалей являются двуокись кремния SiO2, борный ангидрид B2O3, окись алюминия Al2O3, окись титана TiO2, окислы щелочных и щёлочноземельных металлов, свинца, цинка, некоторые фториды и т.д.

Эмали принято разделять на грунтовые и покровные эмали. Грунтовые эмали, в которые входят сцепляющие вещества (главным образом окислы кобальта и никеля), служат для нанесения слоя, который хорошо сцепляется с металлом и является промежуточным между покровным слоем эмали и металлом. Покровные эмали, которые хорошо сцепляются с металлом, наносят без грунтовой эмали.

Для приготовления эмали смесь полевого шпата, песка или кварца, плавикового шпата, буры, борной кислоты, соды, селитры, криолита и другие компоненты сплавляют в печах при 1150—1550 °С и выливают в воду для грануляции. Гранулы размалывают в шаровых мельницах в присутствии воды, глины и других материалов для получения устойчивой суспензии мелких частиц, т.н. эмалевого шликера. Металл сначала покрывают грунтовым шликером, сушат и обжигают (500—1400 °С, в зависимости от покрываемого металла), после чего наносят покровную эмаль в один-два слоя с обжигом каждого слоя отдельно. Шликер наносят погружением, обливом, пульверизацией, проводя обжиг в периодически или непрерывно действующих печах.

Петр I с супругой и детьми (Г.С. Мусикийский)Эмаль защищает металл от коррозии и придает ему красивый внешний вид. Наносят эмаль в основном на чугун и сталь, однако, в ряде случаев и на медные, алюминиевые и серебряные изделия, а также изделия из различных сплавов. Основные области применения эмалированных металлов — пищевая, химическая, фармацевтическая, электротехническая промышленность, строительство. Жароупорные и высококорозионностойкие эмалевые покрытия используются в реактивных двигателях; в аппаратах для особо агрессивных сред; при термообработке и горячей деформации специальных сплавов.

Художественные эмали – золотые, медные и серебряные изделия, украшенные эмалями – ювелирные изделия, сосуды и пр.

Эмаль — древнейшая техника, применяемая в ювелирном искусстве: горячая, в процессе которой пастозная масса, окрашенная окисями металлов, накладывается на специально обработанную поверхность и обжигается, в следствии чего образуется цветной стекловидный слой и холодная, т. е. без обжига. Различают эмаль также и по технике нанесения и закрепления материала на поверхности.

Перегородчатые эмали заполняют ячейки, сформированные тонкими перегородками из металла, которые припаяны на металлическую поверхность ребром по линии узора. Эти перегородки формируют чёткие линии контура. Выемчатые эмали заполняют углубления в толще металла. Эти углубления могут быть сделаны штамповкой, резьбой или при отливке. Такие эмали отличаются насыщенной цветовой интенсивностью. Глухая и прозрачная эмаль даёт возможность передать объёмные формы, достигнуть ярких художественных эффектов. Ведь при плавлении эмалевая масса стекает с высоких рельефных частей, и появляются сочетания непрозрачных и прозрачных пятен, которые создают ощущение теней. В живописной (расписной) эмали металлическое изделие покрывается эмалью и по ней расписывается эмалевыми красками. Выделяют эмаль по гравировке, по филиграни (скани), с серебряными и золотыми накладками. Самые ранние из дошедших до нас эмалей – древнеегипетские амулеты и золотые украшения, которые похожи по технике создания на перегородчатые эмали

Портрет Екатерины I (А.Г. Овсов) Наиболее выдающийся образец перегородчатой европейской эмали – облицовка алтарных стенок в миланской церкви Сант-Амброджо, сделанная мастером Вольвиниусом. В Византии в 10 – 12 веках распространилась перегородчатая эмаль на золоте. К началу 12 века сформировались школы эмали в Европе: рейнская, с Кельном во главе, под предводительством мастеров-монахов Фридерикуса и Эйльбертуса; мааская – в Лотарингии, в долине реки Маас, возглавляемая мастерами Николаем из Вердена и Годфруа де Клер; школа лиможской эмали. Европейские эмали неразрывно связаны с витражами, соборным убранством и преимущественно украшали церковную утварь. С конца 14 – начала 15 века в технике эмали начали создавать предметы светского характера.

Непрозрачные и глухие эмали начинают постепенно заменяться прозрачными эмалями по гравировке, с наличием накладок и золотых линий. В 18 веке на первый план выходит эмалевая живопись и портретные миниатюры, которые близки по стилистике к станковой живописи. В 19 веке трудоёмкая техника создания эмалей постепенно угасает и вновь возрождается лишь в период господства стиля «модерн» в Брюсселе, Вене и Париже – начинают изготавливаться эмалевые табакерки, украшения, веера, украшенные драгоценностями, жемчугом и пр. – изделия Р. Лалика, К. Поплена, П. Грандома.

Китайские эмали известны с 7 века и получили большое развитие в XIV—XVII в. Они являлись украшением коробочек, табакерок, разнообразного холодного оружия, на которые в данной технике наносились изображения различных животных и птиц, а также символических растительных мотивов. На территории СССР эмали изготовлялись в III—V в. в Приднепровье (браслеты, фибулы с красной, голубой, зелёной и белой эмалью). До наших дней дошли перегородчатые эмали Киевской Руси 11 века. Влияние византийского искусства наложило отпечаток на русские перегородчатые эмали 12 – 13 веков на золоте и серебре, а также на грузинскую эмаль на золоте периода средневековья. Но всё же грузинская эмаль отличалась от византийской, т. к. была не столь тонко проработана технически, а от русской эмали – более насыщенными и яркими красками.

В 16 – 17 веке в Москве начала распространяться эмаль по скани – многоцветная прозрачная эмаль насыщенного густого цвета на золотых изделиях (мастера Оружейной палаты И. Попов и другие), по искусству орнамента и сюжетам похожая на украшения рукописей этого же периода. В 17 веке в Сольвычегодске распространилось искусство «усольской» расписной эмали. Развитие расписной эмали по меди расширило количество предметов, украшенных эмалью. Теперь это были кроме культовых предметов ещё и чарки, коробочки для румян, ларцы, ложки, флаконы и пр. Эмалевые изделия стали более дешёвыми. В Ростове Великом в 18 – 19 веке в технике расписной эмали создавались иконы и прочие изделия. В 18 веке распространилась портретная эмалевая миниатюра (А. Г. Овсов, Г. С. Мусикийский, А. П. Антропов, И. П. Рефусицкий). М. В. Ломоносов создал новую палитру эмалевых красок из отечественных материалов. В петербургской академии художеств был образован эмальерный класс. В конце 19 – начале 20 века эмалевые изделия выпускали фирмы Фаберже, Грачева, Овчинникова, Хлебникова.

Сервиз (фирма Фаберже)
Сервиз. Фирма Фаберже.

Серебряная братина с блюдцем (фирма Хлебникова)
Серебряная братина с блюдцем. Фирма Хлебникова.

Блюдо (фирма П. Овчинникова)
Блюдо. Фирма П. Овчинникова.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я


Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Диего Веласкес. Сайт художника.