A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Елена Дмитревна Поленова


(27 ноября 1850 г., Петербург — 19 ноября 1898 г., Москва)

Елена Дмитревна ПоленоваРусская художница, мастер декоративного дизайна, одна из основоположниц стиля модерн в русском искусстве. Младшая сестра художника Василия Дмитриевича Поленова. Отец Поленовой, Дмитрий Васильевич, был археологом, историком, а также библиографом, но помимо этого он вел активную политическую деятельность, а именно принимал участие в подготовке специальных реформ, которые помогли освободить крестьян.

Мать юной Поленовой, Мария Алексеевна, была внучкой известного на тот момент архитектора Н. Львова, еще в молодости мать Поленовой занималась портретом, помогал ей в этом один из учеников Карла Брюллова — К. Молдавский, а также писала детские книги.

С 1864 года Елена Поленова училась в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (ОПХ) у И.Н. Крамского, затем в парижской школе-студии Ш. Шаплена (1869—1870 г.), частной мастерской П.П.Чистякова (1870—1877 г.) и снова в петербургской школе ОПХ (1878—1880 г.). В 1880 работала в мастерской керамиста А.Е. Егорова в Париже. Участвовала на выставках "Товарищества передвижников" и "Мира искусства". С 1882 года жила преимущественно в Москве.

В 1881—1882 вела класс керамики в Рисовальной школе ОПХ.

Активный участник Абрамцевского художественного кружка (с 1882 г.), оформляла спектакли Русской частной оперы С.И. Мамонтова (с 1885 г.), руководила абрамцевской столярно-резчицкой мастерской. Создавала эскизы для керамики, мебели, вышивок, возрождая и развивая характерные приемы крестьянского фольклора.

Формируя "русский стиль" как особую сферу искусства модерна, стремилась (по ее собственным словам из письма к брату; 1886 г.) "выразить связь почвы с выросшими на ней произведениями".

Война грибов (Е.Д. Поленова, иллюстрация)Образцами такого рода модернистской почвенности явились ее собственные иллюстрации к сказкам, разделяющиеся на два цикла: относительно добродушный и спокойный "абрамцевский" (1886—1889 г.; акварельные рисунки к Войне грибов с пародийно-"былинным" текстом самой художницы, а также сказкам Иванушка-дурачок, Избушка на курьих ножках, Морозко и т.д.) и последующий "костромской", более условно-декоративный и драматичный (Сынко Филиппко, Сорока-ворона, Злая мачеха, Козлихина семья, Дурачок и дурочка и т.д.).

Как живописец-станковист писала социальные жанры в духе передвижников и национально-романтические образы (Иконописная мастерская XVI столетия, 1887 г., Третьяковская галерея). Наиболее же ее честолюбивые замыслы, идеи "фантастико-мистических" картин о русском средневековье, остались в виде эскизов (Видение Бориса и Глеба воинам Александра Невского, Князь Борис перед убиением; обе работы — около 1896 г., Русский музей). Черты классического символизма усилились в ряде поздних ее вещей, проникнутых черной меланхолией (цветной офорт Страх, 1893—1895 г.; незаконченная акварельная картина Змий (Зверь), 1898 г., Третьяковская галерея).

Умерла Елена Дмитриевна Поленова в Москве, 19 ноября 1898 года.

Змий (Е.Д. Поленова, эскиз)
Змий. Е.Д. Поленова.
Эскиз.

Осенний мотив (Е.Д. Поленова)
Осенний мотив.
Е.Д. Поленова.

Мир искусства (Е.Д. Поленова, иллюстрация)
Мир искусства.
Е.Д. Поленова.
Иллюстрация.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я


Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Диего Веласкес. Сайт художника.