Философия розенкрейцеров
Розенкрейцеры считали материю откровением творящего Духа и подчеркивали, что материальное тело человека состоит из той же субстанции, что и «философский камень» (лат. Lapis Philosophorum). Следовательно, «первичную материю» (лат. prima materia) нужно искать в самом человеке. Роза и крест означают, что душа человека (роза) распята на его теле (крест). Подобная символика восходит к герметическим учениям и Каббале. Поэтому логично предположить, что учение розенкрейцеров является связующим звеном между древними эзотерическими культами и средневековым масонством.
К Братству розенкрейцеров имели отношение рыцари круглого стола, граф Сен-Жермен и граф Калиостро, сэр Ф. Бэкон. Розенкрейцеры считают себя потомками Хирама Абиффа, легендарного строителя храма Соломона в Иерусалиме. Девиз братства: «Мастера держат розу как отдаленную награду, но налагают на каждого входящего крест».
В этой формуле роза представляет собой женский символ, крест — мужской. Еще одна аллегория: роза нектаром дает жизненную силу пчелам — труженикам природы - и тем самым символизирует вечность женственного начала (материи), обновляющей мир (лат. «Igni naturae regenenilio inlergnlis» «Огнем природы восстанавливается вечная материя»).
В 1603 г. семнадцатилетний юноша Йоханн Валентин Андреэ (1586—1654) написал книгу «Химическая свадьба Христиана Розенкрейца». В ней будущий богослов излагает пространную аллегорию восхождения к духовной мудрости и просветлению по семи ступеням лестницы, ведущей к «свадьбе». Действие книги происходит в 1459 г. К Розенкрейцу является женщина в голубых одеждах, усыпанных золотыми звездами, и вручает ему приглашение на свадьбу. Затем она улетает с порывом ветра.
Й. В. Гёте знал эту книгу и под ее влиянием писал первый монолог Фауста. Стихотворе-ние «Тайны» и сказка «О зеленой змее и прекрасной лилии» (1794) также свидетельствуют о том, что немецкий поэт был посвящен в учение розенкрейцеров. Древний символ — змей, пригвожденный к Тау-кресту, — розенкрейцеры прочитывали по-своему: змея — не мудрость, а зло, олицетворение греховности человека; она пригвождена к кресту, что означает преображение душевного в духовное.
Похожим образом розенкрейцеры трактовали жезл Меркурия: обращение зла в мудрость. Розенкрейцеры не принимали Распятия, их эмблемой стал крест, увитый розами. По преданию, когда Иосиф Аримафейский снял тело Спасителя с креста, из капель Его крови выросли красные розы. В философии розенкрейцеров «свадьба», или «космическая женитьба», означает достижение совершенного состояния, в котором смертная часть природы человека достигает бессмертия слиянием с Божественным источником («Невестой Агнца»).
Магическое слово этого превращения: орифелис (oriphelis) — дух, через который Божественное начало природы проявляет себя. Розенкрейцеры приняли каббалическую эмблему: соединение «Звезды Давида», прямого креста и четырех роз в сиянии лучей, но также изобрели собственные: роза на крестообразном стволе и пентаграмма в сиянии лучей, похожая на розу. Такую «мистическую розу» называли пентакулой (ср.-лат. pentacula— «пятилистник»). Внутри пентакулы иногда помещали литеры: «G» (сокращ. нем. Gott — «Бог») или «S» (лат. Salus — «Спаситель»). М. Лютер в качестве личной эмблемы избрал пятилепестковую розу, внутри которой — сердце с вырастающим из него крестом.
Алхимическая свадьба Христиана Розенкрейца.
|
Христиан Розенкрейц.
|
Ф.Бэкон.
|