A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

КоБрА


(CoBrA - аббревиатура из названий городов Копенгаген, Брюссель и Амстердам )

Тортиллон (П. Алешинский, 1984 г.) Европейское авангардистское движение, активное в 1949—1952 г. Название было придумано в 1948 году Кристианом Дотремоном по первым буквам родных городов участников движения: Копенгаген (Ко — Co), Брюссель (Бр — Br), Амстердам (А — A). "КоБрА" была основана 8 ноября 1948 г. в задней комнате кафе Нотр-Дам Отель бельгийскими критиками Кристианом Дотремоном (которому и принадлежит идея такого названия) и Жозефом Нуаре, датчанином Асгером Йорном, голландцами Карелом Аппелом, Констаном и Корнейем; в марте 1949 г. к ним присоединился бельгиец Пьер Алешински.

Художникам из группы «Кобра» присущи полуабстрактные полотна с яркими цветами, искажённые человеческие фигуры, вдохновлённые первобытным и народным искусством. Художники также брали за основу детский рисунок, скандинавскую мифологию. Они пытались выработать абстрактный язык форм, который мог бы в большей степени, чем сюрреализм, выражать бессознательное. «Кобра» сыграла значительную роль в развитии ташизма и европейского абстрактного экспрессионизма. Группа также оказала влияние на европейскую социальную и политическую жизнь, развивая критику современного ей общества холодной войны.

Само происхождение "КоБры" свидетельствует об исключительно нонконформистском характере движения: Дотремон и Нуаре были членами Революционного центра сюрреалистов в Бельгии, Иорн - Датской экспериментальной группы, Констан, Аппел и Корней - Голландской экспериментальной группы, основанной в начале 1948 г., чьим рупором был журнал «Рефлекс». Сюрреалистский дух движения (стремление к коллективной и спонтанной работе) соответствовал экспериментальной тактике молодых художников послевоенного времени против догматизма геометрической абстракции и социалистического реализма.

Вскоре возникли и первые контакты: в 1946 г. в Париже Констан встретил Йорна, благодаря чему была создана связь между Амстердамом и Копенгагеном. Голландские художники выставлялись вместе с датчанами, представителями старшего поколения: Йорном, Карлом Хеннингом Педерсеном, Эльзе Альфельт, Эйлер Билле, Эриком Ортвадом, скульпторами Хенри Херупом и Эриком Томмесеном, а также Эгиллом Якобсеном, Могенсом Балле и Сваваром Гуднасоном. Йорн, Якобсен и особенно Педерсен ("Желтая птица", 1943 г., Ольборг, музей) привнесли в группу свою тематику и свободу поэтической интерпретации, где образы Кандинского, Клее и Миро смягчены и поглощены живыми традициями скандинавской народной живописи - солнце, луна, женщина и птица, но чаще полунаивный, полуфантастический животный мир стал излюбленным мотивом художников "Кобры".

Цветы и животные (К. Аппел, 1951 г.)Сюрреалистические опыты Дотремона и Нуаре, в свою очередь, выражены в литературной и художественной экспрессии у Иорна, Корнейя, Констака, Алешински и Педерсена, который в 1945 г. опубликовал свои "Droemmedigte", "поэмы-мечты", в сопровождении литографий. Кроме того, появлялись и совместные работы: "Шевелюра вещей", "Живопись слова" Иорна и Дотремона (1948-1953 г.), "Кобра-модификация" (1949 г., частное собрание; в создании этой картины участвовали Йорн, Констан, Аппел и Корней). "КоБрА" издавала журнал (вышло 10 номеров), брошюры ("Маленькая Кобра"), листовку "Совсем маленькая Кобра", а также 15 небольших монографий на датском и французском языках (Копенгаген, 1950 г.).

Инициаторы движения хотели, чтобы оно было открыто для опытов, представляющих некий аналог их собственных исканий, при этом уважая двойственный, международный и экспериментальный характер "Кобры". Вскоре движение пополнилось членами Голандской экспериментальной группы Роскенсом, Брандсом, Волвекампом и позже Лусебертом, а также исландцем Гуднасоном, англичанином Стефеном Гилбертом, немцем Карлом Отто Гёцем, американским скульптором японского происхождения Таири, шведом Эстерлином и другими.

В марте 1949 г. на Семинаре по изящным искусствам в Брюсселе прошла первая выставка "Кобры", вслед за которой были открыты экспозиции движения в Городском музее в Амстердаме (ноябрь 1949 г.) и во Дворце изящных искусств в Льеже (октябрь-ноябрь 1951 г.), в организации которой участвовали Миро, Базен, Лам, скульпторы Джакометти и Лардера. Малый Фестиваль экспериментальных и абстрактных фильмов прошел во время последней выставки "Кобры", после чего движение прекратило свое существование.

Литография из Хелхестена (С. Гуднасон, 1942 г.)"КоБрА" включала в себя большое количество участников и самые разные тенденции - от лирической абстракции до поэтической фигурации, окрашенной сюрреализмом Клее и Миро. Однако для датчан (в особенности Якобсена и Педерсена) "КоБрА" была лишь этапом их творческого развития, начавшегося задолго до того, который подтвердил зрелость их искусства.

Для голландцев и Алешински "КоБрА" была точкой отсчета, и хотя их манеры часто близки друг другу, они предвещают будущие индивидуальные черты каждого из художников. Корней и Констан проводят различные эксперименты. Первый, поклонник сюрреалистической поэзии и Башляра ("Всюду даль, золотые глаза", 1949 г., частное собрание), черпает свое вдохновение, как и его друзья, из окружающего повседневного мира, города и его лиц, современного Амстердама ("Город-воспоминание: Амстердам", 1950 г., Харлем, музей Франса Халса).

На протяжении трех лет существования "Кобры" его страстный характер почти не изменился. "Кобра", европейское движение, объединявшее в себе все современные художественные тенденции (абстракция, сюрреализм, экспрессионизм), отличается от всего того, что ей предшествовало. Вместе с тем "Кобра" - ассоциация художников и поэтов Северной Европы - противостояла парижской эстетике, но своей столицей избрала именно Париж, а своим языком общения - французский, давая таким образом пример уникального культурного симбиоза в XX в. Произведения художников "Кобры" представлены в музее в Ольборге, музее Франса Халса в Харлеме, в Городском музее в Амстердаме.

Летящий вор (А. Йорн, 1958 г.)
Летящий вор.
А. Йорн. 1958 г.

Множество мелких предметов (П. Алешинский, 1967 г.)
Множество мелких предметов.
П. Алешинский. 1967 г.

Композиция (Э. Билле, 1950 г.)
Композиция. Э. Билле.
1950 г.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я


Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Диего Веласкес. Сайт художника.