Doricum аgrestise (Сельский стиль)
«СЕЛЬСКИЙ СТИЛЬ» (франц. «Le style rustique»; франц. rustique, лат. rusticus — «простой, грубый, деревенский»). Термин используют в нескольких значениях. В более узком, конкретно-историческом смысле — течение в искусстве итальянского Маньеризма середины XVI в. Проявилось главным образом в архитектуре, садово-парковом искусстве и скульптуре.
Мастера «сельского стиля» в поисках новой выразительности насыщали формы динамикой, экспрессией, уподобляя их природным, органическим образованиям, стилизуя архитектурные объемы под скалы, гроты, пещеры, а статуи делая из грубого материала — известняка, цемента, как бы поросшими мхом или растрескавшимися от времени. Отсюда, отчасти, название.
«Сельский стиль» был своеобразной реакцией на кризис, исчерпанность средств искусства римского классицизма начала XVI в. Однако в отличие от мастеров Барокко, как и другие, маньеристично настроенные художники, представители «сельского стиля» обратились не к поиску новых композиционных решений, а к старому, также кризисному искусству поздней античности.
В архитектуре загородных вилл римских патрициев искусственные стилизации под «деревенские» постройки именовали вернакулярными (лат. vernaculum — «туземный, местный»). Описание подобной виллы (лат. villa suburbana — «дом в окрестностях») можно найти в «Нравственных письмах» Сенеки Младшего (I в. н. э.) к Луцилию. В качестве примера нравственной жизни, достойной славы старого, республиканского Рима, автор приводит описание загородной виллы Сципиона Африканского Старшего:
«Я видел усадьбу, сложенную из прямоугольных глыб, — пишет Сенека, — стену, окружающую лес, башни, возведенные с обеих сторон усадьбы как защитные укрепленья, водохранилище, выкопанное под всеми постройками и посадками... видел и баньку, тесную и темную, по обыкновению древних... В здешней Сципионовой бане крохотные, высеченные в камне — скорее щели, чем окошки, — сделаны для того, чтобы пропускать свет не в ущерб неприступности стен».
Это описание использовал А. Палладио. При строительстве виллы Мазер. Дж. Вазари упоминает, что «древние» применяли «деревенский порядок» (итал. ordine rustico) для строительства ворот, крепостей, башен, мостов и акведуков наподобие «естественного создания природы» (итал. come opera di natura). Отсюда, в частности, прием руста, или рустовки, — кладки из крупных, грубо отесанных камней, придающих зданию «скаль-ный, пещерный» вид.
Архитектор Б. Амманати применил рустованные колонны и осуществил идеи «сельской виллы» (лат. rus in urbe - «деревни в городе») в «Садах Боболи» при Палаццо Питти во Флоренции, с причудливыми гротами, обросшими «сталактитами», фонтанами, водоемами и скульптурами. Работы в садах в 1550 г. начал Н. Триболо, а затем продолжили Дж. Париджи, Б. Буонталенти.
Дизайн Сельского стиля.
|
Вилла Барбаро Мазер.
|
Здание архитектора Никколо Периколи (Триболо).
|