A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Выразительные средства живописи

Крым. Гурзуф. (К.А. Коровин, 1917 г.) Это художественные средства живописи: цвет; рисунок; композиция; а также фактура красочной поверхности и выразительность мазков. Построение объема и пространства в живописи связано: с линейной и воздушной перспективой; со светотеневой моделировкой; с использованием конструктивных качеств рисунка и пространственных свойств теплых и холодных цветов.

Изобразительные и выразительные возможности живописи, особенности техники письма во многом зависят от свойств красок, которые обусловлены степенью размельчения пигментов и характером связующих, от инструмента, которым работает художник (кисти, мастихин), от применяемых им растворителей; гладкая или шероховатая поверхность основы и грунта (в той или иной степени впитывающих связующее) влияет на приёмы наложения красок, на фактуру произведения живописи, а просвечивающий цвет основы или грунта - на колорит; иногда свободные от краски части основы или грунта могут играть определенную роль в колористическом построении (главным образом в акварели).

Цвет в пластических искусствах, отражая цветовое богатство действительности, имеет особые возможности и особые функции, вытекающие из природы искусства. Каждое конкретное художественное произведение по-своему использует потребность человеческого глаза и сознания в красоте и гармонии цвета, его способность активно и сильно воздействовать на сознание и эмоции человека, волновать и успокаивать его, внушать ему то или иное настроение. В течение тысячелетий развития искусств образовались сложные ассоциации, связанные с цветом, символические смысловые значения цвета. Все это делает цвет наиболее непосредственным, сравнимым с музыкой, средством общения и внушения, способом передачи представлений, эмоций, оценок, ощущений красоты, гармонии, идеала.

День (Фердинанд Ходлер)Изобразительная функция цвета в искусстве опирается на богатство цвета в природе, но следует своей собственной системе, неизбежно более ограниченной в своих возможностях, поскольку краски, используемые художником, значительно ниже естественного цвета по диапазону светосилы, по многообразию оттенков, по интенсивности и яркости тонов. Искусство возмещает эту ограниченность, организуя свою цветовую систему — колорит, отбирая соответственно ей тона и оттенки, составляющие красочную гамму, пропорционально варьируя краски по светосиле, яркости, насыщенности (т.е. по количеству пигмента в единице связующего вещества), используя отношения, градации, переходы тонов и оттенков, цветовые контрасты, основные цвета и дополнительные цвета, смешение красок на палитре и оптическое смешение их на холсте и т.д.

Живопись является главной областью, где разработаны основные принципы цветоведения, взаимосвязи между цветом, формой и светотенью, освещенностью и тенями, системы применения и трактовки цвета. В истории живописи сложились несколько таких систем. Одна из них основана на предметном локальном цвете, на расцветке каждого предмета в соответствии с его окраской в натуре или с символическим значением предмета. При этом цвета сопоставляются друг с другом, образуя выразительные сочетания. Другая система базируется на создании колористической аналогии реальной окраске предмета и цветам окружающей среды: наложение краски на краску, просвечивание их, система тональностей, контрастов, нюансов, цветных теней и бликов, рефлексов, валёров позволили определить моделировку формы и ее положение в пространстве, удаление от зрителя, воздействие на предмет света, атмосферы и их изменений.

Старая мельница (Э. Шиле, 1916 г.)В развитии живописи XIX-XX в. можно наблюдать исчезновение локального и неизменного цвета, победу динамичного, изменчивого цвета, раздробленного на основные тона спектра, а затем переход к условному цвету, к его метафорическому значению, к цветовой экспрессии, выражающей субъективный мир художника, и, наконец, к цветовому конструированию мира и его форм с помощью контрастов теплых и холодных тонов и других средств, выработанных в ходе истории развития живописи.

Поверхность красочного слоя произведения живописи, т.е. его фактура, бывает глянцевитой и матовой, слитной или прерывистой, гладкой или неровной. Необходимый цвет, оттенок достигаются как смешением красок на палитре, так и лессировками; рядом положенные мазки разных цветов могут на определенном расстоянии как бы смешиваться в глазу у зрителя. Со стилем, с особенностями живописной техники и композиции картины (или иконы) и того интерьера, для которого она предназначена, взаимосвязаны её формат (чаще всего - прямоугольный, реже - круглый или овальный), а иногда и характер рамы, отграничивающей картину от окружающей среды и концентрирующей внимание зрителя на самом изображении.

Кораблекрушение у Афонской горы
Кораблекрушение у
Афонской горы.
И.К. Айвазовский.

Гора св. Виктории (П. Сезанн, 1885-1887 г.)
Гора св. Виктории.
П. Сезанн.1885-1887 г.

Египетская занавесь (А. Матисс, 1948 г.)
Египетская
занавесь.
А. Матисс.1948 г.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я


Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Диего Веласкес. Сайт художника.