A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Mortalise peccatumi: Aviditas et Urtоca (Смертные грехи: Зависть и Похоть)

Картина “И,в сладострастья окунувши дымку“ Христианская мораль формулирует семь самых страшных, смертных грехов, противо-поставляя их десяти заповедям Христа. Семь смертных грехов, из-за которых душа человека после Страшного суда попадает в ад, порождены первородным грехом.

В Средневековье художники изображали один из 7-ми смертных грехов - Зависть, следуя тексту «Метаморфоз» Овидия:

Грозная дева войны... увидела... евшую мясо гадюк — из пороков собственных пищу, — Зависть и взоры свои отвратила
от мерзостной. Та же
Встала лениво с земли и, змей полусъеденных
бросив, Вон из пещеры своей выступает
медлительным шагом...
Бледность в лице разлита, худоба истощила
все тело,
Прямо не смотрят глаза, чернеются
зубы гнилые;
Желчь в груди v нее, и ядом язык ее облит...
(II, 765-777)

Понятно, что этот образ сложился под влиянием другого персонажа — Медузы горгоны, у которой вместо волос были ядовитые змеи. Иногда фигуру Зависти, для большего устрашения, изображают грызущей свои внутренности либо вырывающей свое сердце, а также в сопровож-дении лающего пса или смертельно жалящего скорпиона. Гордыню, или тщеславие, изображали в виде девушки, любующейся на себя в зеркало, иногда сопровождая надписью: «A superbia initium sumpsit om nis perditio» (лат.) — «В гордыне — погибель» (фраза из библейской книги Товита, Тов. 4:13).

Картина М. Лемэр “ Сладострастие“ Однако похожее изображение имело и другой смысл — мудрое благоразумие и воинская гордость. Иные фигуры возникали на основе текста «Морализованного Овидия»: Сисиф воплощал грех гордыни, Тантал — скупости, Иксион — сладострастия, или прелюбодеяния. Гнев представляли в образе бога войны Марса. Купидон, сохранивший античный облик мальчика с крыльями, луком и стрелами, олицетворял плотскую любовь (лат. Amor carnalis) и, следовательно, порок сладострастия. Его показывали обессилевшим у ног мудрых дев, победивших порочные устремления («Притча о десяти девах»).

Факел Купидона считали символом плотского греха, «обжигающего душу». Факел принадлежит «госпоже Похоти» (лат. Libido). Сладострастие (лат. Luxuria) изображают также в виде обезьяны или женщины в сопровождении обезьяны, которая держит во рту яблоко. Более откровенная эмблема из двух фигур — коитус (лат. coitus — «соитие»).

Античное божество Гимерос (греч. Himeros — «Желание»), сын Афродиты, представлял соблазн вожделения: юноша стоит у алтаря, держит руку в огне (аллегория губительного огня страсти). Его брат Потос (греч. Pothos — «Томление») держит обе руки в огне жертвенника. Третий брат — Эрос (греч. Eros — «Любовь») — пронзает себе сердце стрелой. Распутство изображали в виде обнаженной женской фигуры, грудь которой целует голубь или воробей (атрибут древнегреческой богини любви Афродиты). Атрибут Распутства — кабан, древний символ мужской агрессии, похоти, гнева, упрямства, плотского греха.


Ханс.Картина “Смерть и дева (Смерть и Сладострастие)“
Ханс. Картина
“Смерть и дева
(Смерть и Сладострастие)“.

Художница Марина Подгаевская . Картина “Зависть“
Художница Марина Подгаевская .
Картина “Зависть“.

Картина “Грань страха и сладострастия“
Картина “Грань страха
и сладострастия“.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я


Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Диего Веласкес. Сайт художника.