Пта
(в переводе с древнеегипетского — открывающий)
Древнеегипетский бог, творец мира, бог правды и порядка, особенно почитался в Мемфисе. Изображался в виде мумии с не забинтованной головой, с жезлом, стоящим на иероглифе, означающем правду.
Считалось, что он «отверзает уста» богов и открывает день при восходе Солнца. Можно предположить, что Пта олицетворял и открытие мира, познание. А то, что он плотно прикрыт — за исключением кистей рук и ступней — показывает, насколько плотен покров тайн, скрывающих от наших глаз истинную сущность бытия. В одной легенде о сотворении мира, сложенной мемфисскими жрецами, в качестве творца мира выступал бог Пта, который создал мир и богов своим словом: все, что он называл, воплощалось в реальные вещи.
В эпоху древнего царства он занимал одно из самых выдающихся положений в египетском пантеоне. Пта был богом солнца или скорее живительной солнечной теплоты, хотя первоначально почитался как бог земли.
Вместе с Пта в Мемфисе почитался погребальный бог Сокар, но этот бог вскоре слился с Пта в одно божество — Пта-Сокар, вследствие чего Пта стал считаться и погребальным богом. Впоследствии египтяне стали почитать погребальным богом преимущественно Осириса, но Пта при этом сохранил значение могильного бога: он только слился с Осирисом, из-за чего образовалось новое сложное божество — Пта-Сокар-Осирис.
В Мемфисе Пта был частью святой триады. Его жена была богиней львицей Сехмет (однако иногда его женами называли также Маат, Тефнут, Хатор), и его сын, как говорили, был или Имхотеп или Нефертем. Геродот отождествлял Пта с Гефестом, так как иногда его считали покровителем ремесел и искусств.
«Душой» Птаха считался священный бык Апис, языком — бог Тот. Древнеримский историк Диодор Сицилийский сообщал, что египетские женщины обнажались перед изображениями священного быка Аписа.
Египтяне верили, что смерть ездит на черном быке. Он был олицетворением материального мира, обладающего в то же время и духовной природой. Это символ элемента земли, власти и плодородия. Мемфисский Серапеум представлял собой грандиозное подземное сооружение с огромными каменными саркофагами для мумий быков. На специальных стелах даты указаны даты: рождения, "вступления в должность" Аписа и смерти — с точностью до одного дня царствования того или иного фараона. Следует подчеркнуть, что предание о том, будто срок жизни Аписа — 25 лет (затем его топили), не подтверждается памятниками — в Серапеуме имеются погребения Аписов, проживших более этого срока.
Живого Аписа содержали в Апейоне — специальном помещении, о котором упоминает Геродот и которое Страбон называет двором. Античные авторы передают разноречивые сведения об Аписе. Страбон утверждает, что "его лоб и некоторые другие малые части тела имеют белые отметины, остальные же части черные; по этим признакам всегда выбирают быка, подходящего для наследования, когда умирает тот, который пользуется почитанием". Геродот так описывает Аписа: "Он черный, на лбу у него белый квадрат, на спине изображение орла под языком — жука". Другие авторы, расходясь в деталях, сходятся в том, что Апис черный.
Бог Пта.
|
Бог Пта.
|
Пта из гробницы Тутанхамона.
|