Пролеткульт
(Пролетарская культура)
Союз пролетарских культурно-просветительских организаций, а также вульгарно-социологическое направление в культуре России первых лет советской власти, развиваемое этими организациями. Организационное оформление произошло на 1-ой Петроградской конференции 29 октября — 1 ноября 1917 года с включением союза в систему Наркомпроса (Народный комиссариат просвещения). Пролеткульт имел свои отделения в ряде городов и развернул активную деятельность, в которой попеременно продуктивно сотрудничал с Наркомпросом, или яростно ему оппонировал.
Руководителями и теоретиками Пролеткульта были такие деятели как А.А. Богданов, П.И. Лебедев-Полянский, Ф.И. Калинин, В.Ф. Плетнев и другие. Основной культурно-теоретической установкой Пролеткульта было стремление создать особую «пролетарскую культуру», отрицая культурные завоевания прошлого. Характерной особенностью Пролеткульта было соединение в своих рядах старой интеллигенции и рабочей молодежи (в привлечении первых очень помогала система распределения пайков). В 1918 г. было зарегистрировано 147 губернских, районных и фабрично-заводских организаций Пролеткульта.
Первая Всероссийская конференция Пролеткульта состоялась в Москве 15—20 сентября 1918 году. Приняла устав, избрала Центральный комитет, который создал Всероссийский совет и отделы: организационный, литературный, издательский, театральный, библиотечный, школьный, клубный, музыкально-вокальный, научный, хозяйственный. К 1919 г. в пролеткультовском движении участвовало уже до 400 000 человек.
Культурная политика Пролеткульта пропагандировалась в журналах «Пролетарская культура», «Горн», «Грядущее», «Зарево заводов». Задачу воспитания в рабочих массах пролетарской культуры ставила перед собой также, организованная А.А. Богдановым, литературная группа «Вперед». Ведущим теоретиком Пролеткульта считался Богданов, в статье «Методы труда и методы науки» он прямо и недвусмысленно писал: «Одна из основных задач нашей новой культуры — восстановить по всей линии связь труда и науки, связь, разорванную веками предшествовавшего развития...» Эту идею надо последовательно провести во всем изучении, во всем изложении науки, преобразуя то и другое, насколько потребуется. Тогда царство науки будет завоевано для пролетариата».
Теоретические основы и практика Пролеткульта оценивались, как правило, в связи с его совпадениями и отклонениями по отношению к официальной доктрине марксизма, что было зафиксировано в проекте резолюции «О пролетарской культуре» написанном В.И. Лениным для обсуждения в ЦК РКП(б), а также в письме ЦК РКП(б) «О Пролеткультах», выработанном при участии того же В.И. Ленина, с разъяснением отношения партии к Пролеткульту и критикой ошибок его руководителей. В 1920 г. московские поэты В.Д. Александровский, М.П. Герасимов, В.В. Казин, С.А. Обрадович покинули Пролеткульт и образовали идеологически близкую группу «Кузница». Вышеупомянутое письмо «О Пролеткультах», опубликованное 1 декабря 1920 г. в официальной партийной газете «Правда», воспринятое как руководство к действию, привело к распаду большинства организаций Пролеткульта. В 1925 г. Пролеткульт перешел в ведение профсоюзов, а 1932 прекратил свое существование.
Первая Всероссийская конференция Пролеткульта. 1918 г.
|
А. Богданов, М. Горький, В. Ленин.
|
Горн. Журнал.
|