Покровный лак
Покровные лаки для картин представляют собой растворы твердых или мягких природных смол, преимущественно мастики, даммары или пихтового бальзама в очищенном живичном скипидаре, в отдельных фракциях нефти и других органических растворителях. Лаки служат для предохранения живописи от различных химических и физико-химических воздействий газов, кислорода воздуха, пыли, кислот и других факторов, преждевременно разрушающих картины.
Картинные лаки должны давать тонкую, твердую, прозрачную, эластичную, быстро высыхающую пленку и вместе с тем легко удаляемую с поверхности картины при реставрации или для нанесения нового лакового покрытия.
Рецептура и технология приготовления покровных лаков в основном однородна. Некоторое различие имеется в количественных соотношениях смолы и растворителя в характере смягчителей.
Чаще всего используют даммарный и мастичный покровные лаки.
Даммарный лак выпускается промышленностью 30%-ной концентрации. Даммара при этом растворена в смеси пинена (85%—90%) и этилового спирта (10%—15%). Цвет жидкого лака слегка желтоватый. Срок хранения до использования — не более шести месяцев по причине способности пинена к осмолению, от чего лак темнеет, но, главное, увеличивается время его твердения за счет образующейся смолы. Даммарная смола гигроскопична. При хранении лака в сыром помещении и в неплотно закрытой посуде раствор его мутнеет. Для восстановления прозрачности лак прогревают на водяной бане при температуре около 60 °С. Горлышко пузырька или бутылки затыкают сухой ватой, а под дно обязательно помещают прокладку, изолирующую стекло от дна сосуда, которое имеет более высокую температуру, чем вода в нем.
В практике редко пользуются 30%-ным раствором. Для покрытия он густ и ложится толстым слоем. Таким раствором пользуются только тогда, когда красочный слой очень рыхлый, от чего лак, разбавленный пиненом, может проникнуть слишком глубоко, не создав защитной пленки. Чаще всего используют 15%-ный раствор: для этого в лак вливают равный объем пинена. Пленка из такого лака, как правило, получается тонкой и равномерной с достаточными защитными качествами для красочного слоя масляной живописи.
Мастичный лак — 30%-ный раствор натуральной смолы мастики в пинене. Лак представляет собой желтоватую, довольно густую жидкость. Основной недостаток лаковой пленки — ее сильное желтение. При подготовке к работе лак разбавляют пиненом до желаемой густоты.
Лаки с добавлением воска создают умеренно блестящую или матовую пленку с повышенной стойкостью к атмосферным воздействиям. Большим преимуществом пленок с воском перед чисто смоляными является их легкая растворимость в скипидаре.
Воск для добавления в лаки должен быть хорошо промытым — освобожденным от посторонних примесей. Его добавляют уже растворенным в пинене или скипидаре — соотношение с твердой смолой 1:6 или 1:2. Содержание смолы с воском в готовом растворе не должно превышать 20%. Например, на 100 мл. даммарного 30%-ного лака нужно добавить 10 г. отбеленного воска, растворенного в 100 мл. пинена.
В известной книге Б. Сланского для повышения прочности и упругости лакового покрытия рекомендовано добавлять в мастичный лак 10%—30% воска или 5%—15% полимеризованного растительного масла. В том случае, когда раствор воскосмоляного лака получился непрозрачный, замутненный, следует добавить в него этиловый спирт, который в смеси с пиненом повышает растворимость воска. Нанесение покровных лаков на поверхность красочного слоя осуществляют, флейцами или тампонами, размер которых зависит от размера и положения плоскости, покрытой живописью. Ворс флейцевой кисти изготовлен из натуральной щетины, расщепленной на концах для повышения укрывистости.
Мастичный лак.
|
Флейцевая кисть.
|
Покровный лак.
|