Феррарская школа
(от названия итальянского города Феррара)
Итальянская школа живописи эпохи Возрождения. Её центром, возникшим под влиянием Пьеро делла Франческа и А. Мантеньи, а также нидерландской живописи, являлся двор герцогов д'Эсте в Ферраре. Своего расцвета она достигла во второй половине 15 века.
Творчеству наиболее крупных представителей данной школы – Ф. дель Коссы, К. Туры, Э. Роберти и пр., – свойствено соединение позднеготических и раннеренессансных мотивов, эмоциональной насыщенности образов и утончённой декоративности, чёткой пластики форм и напряжённой выразительности рисунка. Особенно прочными были связи феррарской школы с болонской. В начале XVI в. феррарская школа сближается с римской и венецианской школами и обретает черты эклектизма (Гарофало, братья Б. и Д. Досси, Ортолано), к середине 16 века наступает её упадок.
Козимо Тура (1430—1495 г.) — один из ярких представителей феррарской школы живописи, состоявший придворным художником при герцогах Борсо Д'Эсте и Эрколе Д'Эсте в родном городе. В формировании творческого стиля Козимо Туры определяющую роль сыграло знакомство с произведениями Мантеньи, от которого он перенял скульптурную манеру письма, и искусством Пьеро делла Франчески, работавшего в Ферраре в конце 1440-х г. и привившего художнику любовь к монументальным формам.
Козимо Тура писал в основном картины на религиозные сюжеты, многие из которых не сохранились, как живописные декорации замков Бельфиоре (1459—1463 г.) и Мирандола (около 1465—1467 г.). Один из прекрасных образцов его живописного наследия — роспись створок органа для Феррарского собора (около 1469 г.), состоящая из двух сюжетов «Благовешение» и «Св. Георгий и принцесса». Воображение художника отличает причудливое видение мира, в котором сложная образно-стилистическая система, любовь к резким изгибам, жесткость фактуры, экспрессивная выразительность поз и жестов, напряженно-драматическая мимика персонажей соседствуют с ярким сиянием красок, изысканностью цветовой палитры, ювелирной филигранностью в изображении мельчайших деталей. Все это в целом создает необычный, завораживающий своим своеобразием мир.
Франческо дель Косса (1435—1477 г.) — сведений о жизни художника почти не сохранилось. В его творчестве различаются два периода: феррарский и с начала 1470-х г. болонский. Косса являлся ведущим представителем феррарской школы живописи, наряду с такими мастерами как Козимо Тура и Эрколе деи Роберти. Творческое становление Коссы связано с работами Мантеньи и Пьеро делла Франческо, обогатившими стиль художника интересом к построению пространства и передаче света, изысканной холодноватой гаммой, богатством выразительных средств. Живопись Коссы близка манере Козимо Туры, что объясняется, вероятно, длительной совместной работой и приверженностью одной школе.
Самая значительная работа Коссы первого периода — цикл фресок «Двенадцать месяцев» для палаццо Скифанойя. Косса выполнил три композиции «Март», «Апрель», «Май», усложненный аллегорический замысел которых сочетался с изысканностью и декоративностью живописного языка и эмоциональной силой. Болонский период стал вершиной творчества художника. В алтарных образах для капеллы Гриффини церкви Сан-Петронио и «Благовещение» он предстал как великолепный живописец, соединивший колористический дар, мастерство в передаче тончайших световых нюансов, оригинальные композиции с мягкостью и галантностью художественного стиля.
Эрколе де Роберти (около 1450 — 1496 г.) — один из крупных художников феррарской школы, наряду с Козимо Тура и Франческо Косса. Совсем молодым он принимал участие в росписи Зала месяцев Палаццо Скифанойя, где его рано сложившийся талант проявился в композиции «Сентябрь», созданной им словно бы в соперничестве с фантастическими видениями Туры.
В Болонье он работал вместе с Коссой над алтарем для церкви Сан Ладзаро, позже разрушенной во время Второй мировой войны. Для «Полиптиха Гриффони» в церкви Сан Петронио в Болонье он написал пределлу «Чудо Святого Винсента Феррер», отмеченную замечательной силой воображения. В грандиозном алтаре «Санта Мария ин Порто» (1481 г., Милан, Брера) очевидно воздействие Антонелло да Мессина и Беллини. Несмотря на раннюю смерть, Эрколе оставил много работ. Юный Микеланджело сказал о фресках де Роберти в капелле Гарганелли в соборе Св. Петра (впоследствии разрушенных), что они стоят половины Рима.
Концерт. Э. де Роберти. 1490 г.
|
Месяц март. Франческо дель Косса. 1469—1470 г.
|
Св. Георгий. К. Тура. 1474 г.
|