Doricum Barocco (Стиль Барокко)
Стиль барокко зародился в 17 – начале 18 века. Его отличительные черты – роскошь, великолепие, пышность и размах. Был назван в честь морской раковины, которую напоминает своей вычурной изысканностью. Как справедливо замечал Виппер, «этот стиль связан не только с идеологией дворянства и католической церкви… но, в не меньшей мере, отражал и мироощущение низов, плебейства».
Отсюда разные течения стиля Барокко: творчество болонских живописцев с элементами барочного мышления (например, росписи Гверино в Казино Людовизи в Риме), аристократического барокко (в портретном жанре), мистическое барокко алтарных картин и статуй.
Сочетание «мистического барокко и барокко реальности, телесности — пышной метафоры и голого факта, возвышенного и уродливого» характеризует искусство XVII века, а в отношении искусства Испании первой половины XVII века используют даже термин «барочный реализм».
Столкновение различных эстетических принципов в рамках одной, сравнительно небольшой эпохи породило дискуссию, которая получила название «Спор о древних и новых». Под «древними» имелись в виду художники античности и классицисты, под «новыми» — приверженцы стиля Барокко. Чаще всего в этом споре противопоставляли творчество Пуссена и Рубенса. Однако даже в творчестве П. Рубенса — гения фламандского барокко — оригинальным образом сочетаются черты классицистического и барочного мышления.
В некоторых произведениях Рубенс — «чистый классик» (свою приверженность Классицизму этот художник вынес из Италии), в других — чувственник пышной плоти (особенности барочности его художественного языка отчасти связаны с испанскими влияниями). Экзальтация Рубенса реалистична, иногда даже приземлена и менее всего связана с ирреальностью духовных идеалов католического Барокко. В искусстве Франции XVII в. стиль Барокко вообще не получил достаточного развития, и лишь его отдельные элементы содержатся в стиле Людовика XIV.
В северной части Нидерландов — Голландии — создавался собственный историко-региональный вариант художественного стиля, который нельзя без существенных оговорок отнести ни к Классицизму, ни к Барокко. Художественное развитие Англии отличается сохранением традиционных форм архитектуры, живописи, оформления интеръера и мебели: «ранний стюарт» (1603-1625), пуританский стиль середины столетия и искусства периода правления Вильгельма III Оранского и королевы Мэри конца XVII в.
В Германии и странах Восточной Европы творчество художников развивалось под воздействием местных традиций, главным образом ренессансно-готического искусства и новаций, воспринимаемых из Италии, но не в формах Барокко, а чаще в формах интернационального Маньеризма.
Своеобразное немецкое барокко (соединение элементов Барокко и Рококо) сложилось только в XVIII в. Русское искусство XVII в. имело ренессансные функции, поскольку оно развивалось с запозданием в сравнении с западноевропейской культурой, консервативное по формам, оно тяготело к Маньеризму.
Однако различные тенденции в русском искусстве XVII в. объединяют термином «русское барокко». Таким образом, основная коллизия европейского искусства — Классицизм или Барокко — разрешалась по-разному. В ряде случаев классицистические формы расценивали как устаревшие, барочные признавали актуальными, но в каждом историко-региональном художественном стиле, течении или школе использовали те и другие. Отсюда странный на первый взгляд термин: классицистически-барочный стиль.
Если же мы применяем название «эпоха Барокко», то подразумеваем все течения, «потому что в XVII в. вкусы людей были эклектичны, а импульсы противоречивы».
Картина Никола Пуссена “Автопортрет“. 1650 год.
|
“Пейзаж с Полифемом“ Николы Пуссена.
|
Пуссен Н. Картина “Причастие“.
|