A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Николя Пуссен


(по-французски Nicolas Poussin, 1594—1665 г.)

Николя Пуссен (автопортрет)Знаменитый французский художник, основатель стиля классицизм. Обращаясь к темам античной мифологии, древней истории и Библии, Пуссен раскрывал темы современной ему эпохи. Своими произведениями он воспитывал совершенную личность, показывая и воспевая примеры высокой морали, гражданской доблести.

Пуссен родился в 1594 г. в Нормандии, около городка Ле Андели. Его отец, ветеран армии короля Генриха IV (1553—1610 г.), дал сыну неплохое образование. С детства Пуссен обратил на себя внимание своими склонностями к рисованию. В 18 лет он поехал в Париж, чтобы заниматься живописью. Вероятно, его первым учителем был портретист Фердинанд Ван Элле, вторым — исторический живописец Жорж Лалльман. Познакомившись с камердинером вдовствующей королевы Марии Медичи, хранителем королевских художественных коллекций и библиотеки, Пуссен получил возможность посещать Лувр и копировать там картины итальянских художников. В 1622 г. Пуссену и другим художникам поручили написать шесть больших картин на сюжеты их жизни св. Игнатия Лойолы и св. Франциска Ксаверия, (картины не сохранились).

В 1624 г. Пуссен отправился в Рим. Там он изучал искусство античного мира, произведения мастеров эпохи Высокого Возрождения. В 1625—1626 г. он получил заказ написать картину «Разрушение Иерусалима» картина не сохранилась, но позже он написал второй вариант этой картины (1636—1638 г., Вена, Музей истории искусств).

В 1627 г. Пуссен написал картину «Смерть Германика» (Рим, Палаццо Барберини) по сюжету древнеримского историка Тацита, которую считают программным произведением классицизма; в ней показывается прощание легионеров с умирающим полководцем. Гибель героя воспринимается как трагедия общественного значения. Тема интерпретирована в духе спокойной и суровой героики античного повествования. Идея картины — служение долгу. Художник расположил фигуры и предметы в неглубоком пространстве, расчленив его на ряд планов. В этом произведении выявились основные черты классицизма: ясность действия, архитектоничность, стройность композиции, противопоставление группировок. Идеал красоты в глазах Пуссена состоял в соразмерности частей целого, во внешней упорядоченности, гармонии, ясности композиции, что станет характерными чертами зрелого стиля мастера. Одной из особенностей творческого метода Пуссена был рационализм, сказывавшийся не только в сюжетах, но и в продуманности композиции.

Смерть Германика (Николя Пуссен)Пуссен писал станковые картины главным образом среднего размера. В 1627—1629 г. он выполнил ряд картин: «Парнас» (Мадрид, Прадо), «Вдохновение поэта» (Париж, Лувр), «Спасение Моисея», «Моисей, очищающий воды Мерры», «Мадонна, являющаяся св. Иакову Старшему» («Мадонна на столбе») (1629, Париж, Лувр). В 1629—1630 г. Пуссен создает замечательное по силе экспрессии и наиболее жизненно правдивое «Снятие с креста» (Санкт-Петербург, Эрмитаж).

В период 1629—1633 г. тематика картин Пуссена изменилась: он реже стал писать картины на религиозную тематику, обращаясь к мифологическим и литературным сюжетам. «Нарцисс и Эхо» (1629 г., Париж, Лувр), «Селена и Эндимион» (Детройт, Художественный институт). Особого внимания заслуживает цикл картин, написанных по мотивам поэмы Торкватто Тассо «Освобожденный Иерусалим»: «Ринальдо и Армида» (1634 г., Москва, ГМИИ им. А.С. Пушкина). Мысль о бренности человека и проблемы жизни и смерти легли в основу раннего варианта картины «Аркадские пастухи» (1632—1635 г., Англия, Чезуорт, частное собрание), к которой он вернулся в 1650-е (1650 г., Париж, Лувр). На полотне «Спящая Венера» (1630, Дрезден, Картинная галерея) богиня любви представлена земной женщиной, оставаясь при этом недосягаемым идеалом. Картина «Царство Флоры» (1631 г., Дрезден, Картинная галерея), написанная по мотивам поэм Овидия, поражает красотой живописного воплощения античных образов. Это поэтическая аллегория происхождения цветов, где изображены герои античных мифов, превращенные в цветы. Пуссен вскоре написал еще один вариант этой картины — «Триумф Флоры» (1631 г., Париж, Лувр).

Аполлон и музы (Николя Пуссен)В 1632 г. Пуссен был избран членом Академии святого Луки.

Огромная популярность Пуссена в 1640 г. привлекла к его творчеству внимание Людовика XIII, по приглашению которого Пуссен приехал работать в Париж. Художник получил заказ от короля написать картины для его капелл в Фонтенбло и Сен-Жермене.

Осенью 1642 г. Пуссен снова уехал в Рим. Темами его картин этого периода были добродетели и доблести властителей, библейских или античных героев: «Великодушие Сципиона» (1643 г., Москва, ГМИИ им. А.С. Пушкина). В своих полотнах он показывал совершенных героев, верных гражданскому долгу, самоотверженных, великодушных, при этом демонстрируя абсолютный общечеловеческий идеал гражданственности, патриотизма, душевного величия. Создавая идеальные образы на основе реальности, он сознательно исправлял природу.

Во второй половине 1640-х годов Пуссен создал цикл «Семь таинств», в котором раскрыл глубокое философское значение христианских догм: «Пейзаж с апостолом Матфеем», «Пейзаж с апостолом Иоанном на острове Патмосе» (Чикаго, Институт искусств).

Вдохновение поэта (Николя Пуссен)Конец 1640-х — начало 1650-х — один из плодотворных периодов в творчестве Пуссена: он написал картины «Элиазар и Ревекка», «Пейзаж с Диогеном», «Пейзаж с большой дорогой», «Суд Соломона», «Экстаз св. Павла», «Аркадские пастухи», второй автопортрет.

В последний период творчества (1650—1665 г.) Пуссен все чаще обращался к пейзажу, герои его были связаны с литературными, мифологическими сюжетами: «Пейзаж с Полифемом» (Москва, ГМИИ им. А.С. Пушкина). Летом 1660 г. он создает серию пейзажей «Четыре времени года» с библейскими сценами, символизирующими историю мира и человечества: «Весна», «Лето», «Осень», «Зима». Пейзажи Пуссена многоплановы, чередование планов подчеркивалось полосами света и тени, иллюзия простора и глубины придавала им эпическую мощь и величие. Как и в исторических картинах, главные герои, как правило, расположены на переднем плане и воспринимаются как неотделимая часть пейзажа. Последнее, незавершенное полотно мастера — «Аполлон и Дафна» (1664 г.).

9 ноября 1665 года Николя Пуссен скончался в Риме.

Селена и Эндимион (Николя Пуссен)
Селена и Эндимион.
Николя Пуссен.

Мидас и Бахус (Николя Пуссен)
Мидас и Бахус.
Николя Пуссен.

Пейзаж с Дианой и Орионом (Николя Пуссен)
Пейзаж с Дианой и Орионом.
Николя Пуссен.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я


Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Диего Веласкес. Сайт художника.